"Как научиться писать стихи профессионально"

Изображение:
Автор:
Виктор Гармонист
content:

 

                                                                 ВСТУПЛЕНИЕ

                                                              Дорогой читатель!

  Многие люди с упоением пишут стихи, но поэтами не являются, и придумала им редакционная братва обидное название - «графоманы». И, чтоб помочь им превратиться в поэтов-профессионалов, я и решил написать эту небольшую книгу.

  Далее. Во-первых, научить писать стихи — невозможно, ибо этот поэтический дар владения Словом, как  говорится, «от Бога». Нужно непременно иметь музыкальный слух, образное мышление, цепкий, многое замечающий взгляд, уметь максимально концентрировать информацию в немногих словах («краткость — сестра таланта») и свою, неповторимую поэтическую походку, а также отличный стиль изложения. НО! Когда уже это всё есть, а человек просто не владеет техникой написания, вот здесь научить можно и нужно. Во-вторых, перефразируя известное выражение, скажу: «Поэтом можешь ты не быть, поэтику ты знать обязан!» То есть, каждый человек, решивший прикоснуться к великому кладезю культуры, к поэзии, ДОЛЖЕН знать правила написания стихов, и только тогда он в полной мере духовно, эстетически насладится стихами настоящими, профессиональными; сможет отличить поэта от графомана, от которых происходит, всё-таки, некоторый вред. Они отнимают уйму времени у редакторов, возмущаясь, что те не хотят печатать их «гениальные» стихи; режут слух песни, текст которых написан графоманом (зачастую исполнители от жадности, дабы не платить поэтам за текст, придумывают его сами и неправильные поэтические ударения это всё выдают, рейтинг исполнителя падает вместе с кассовостью).

Я обращаюсь к звёздам эстрады: «ЗВЁЗДЫ, ГОРИТЕ ЯРЧЕ, присылая мне, поэту-профессионалу на эспертизу тексты своих песен!!! Могу составить свой текст песни по фабуле в прозе заказчика».

  Писать в стихах требуется только правду, какой бы она ни была, ибо от совравшего единожды, Муза отворачивается НАВСЕГДА! Не стоит в угоду рифме поступаться смыслом в стихотворении. Однажды наш русский философ и поэт Владимир Соловьёв даже М.Ю. Лермонтова упрекнул за единичный случай по этому поводу. А в величайшем стихотворении «На смерть поэта» за «С свинцом в груди...», говоря, что могут интерпретировать и так: «с винцом в груди». Из этих примеров  видно, насколько трудно писать настоящие стихи. Но всех вас уверяю: кто изучит эту книгу и научится применять в своём стихотворчестве данные знания, смело может называть себя ПОЭТОМ-профессионалом. Тогда вы сможете и заказы на тексты песен получать, и печататься в любых крупных издательствах. В бомонде крутятся большие деньги. Рассказывали случай, что Филиппу Киркорову предстоял сольный концерт, а новой песни у него ещё не было, без которой концерт не стоит проводить, кассовость и реноме упадут. Тогда он покупает средненький такой текст у девчонки за 25000$! И концерт состоялся.

 

 

      

                                                         УРОКИ       ПОЭТИКИ

                                                  / Стихотворные  размеры /

 

   Различаются ударения обыкновенные и поэтические, в первом стихе (строчке) «Евгения Онегина»:

«Мой дядя самых честных правил...» в первом слове обыкновенное ударение, а во втором на первый слог падает          ПОЭТИЧЕСКОЕ ударение. 

- / - / - / - / - , здесь ( - ) - безударный слог, а ( / ) - поэтическое ударение. Размеры лучше всего изучать на примерах общеизвестных песен:

                           

ТРЁХСТОПНЫЙ  ДАКТИЛЬ

            «Синенький, скромный платочек...» 

/ - - / - - / -

В слове «дактиль» ударение ставится на первый слог. «Трёхстопный» назван по количеству поэтических ударений в стихе (строке).

 

ЧЕТЫРЁХСТОПНЫЙ  АМФИБРАХИЙ

 (ударение на третий слог).

            «Напрасно старушка ждёт сына домой...»

- / - - / - - / - - /

                      

ЧЕТЫРЁХСТОПНЫЙ  ХОРЕЙ

«Увезу тебя я в тундру...»

- - / - / - / -

Здесь на первый слог должно падать поэтическое ударение, а его нет. Такой, довольно частый случай, называется ПИРРИХИЙ. 

                 

ДВУСТОПНЫЙ  АНАПЕСТ

(ударение на второй слог)

«Виновата ли я...»  

 - - / - - /

                             

ТРЁХСТОПНЫЙ  ЯМБ

«В одном прекрасном месте...»

- / - / - / -

                             

    Далее. Если в стихе (строчке) повторяется дважды или более одна и та же буква, сие называется -  АЛЛИТЕРАЦИЯ.

            «На трубе трубит трубач...» - двойная аллитерация на буквы «т» и «р».

            «Цель — Целли в целике...» - двойная аллитерация на буквы «ц» и «л». 

(Это у меня про расстрел Мата Хари).

    Далее. Внутренняя рифма:

            «Вот приедет твой ковбой...»

                      

ВЕРЛИБР (или БЕЛЫЙ стих, без рифм, но по одному из размеров. Превалирует сейчас на Западе).

«Превратим Россию в страну ПОЭТОВ!»

 

           / Поэтические уроки на моей странице в Facebook /

 

                              Эмоциональный заряд

 

     Есть у меня друг, Фоменко Иван Михайлович. Он так же, как и я - поэт и шахматист. Вот мы и общаемся: то на поэтических сборищах в Центральной библиотеке, то - что чаще - в шахматном клубе "Белая ладья". Он довольно-таки хорошо играет в шахматы. Стоит мне в игре с ним подумать параллельно о другом (изобретениях, или: "Сколько ж будет пустовать моя холостяцкая постель?"), как он устроит засаду, которую я не разглядел по рассеянности, и - выигрывает.

Но вот у него умирает жена Галина. Боже, как ему было плохо, он чуть не сгорел от водки! Пришлось по-дружески помочь не самым мимозным методом. Да, он подарил мне с надписью свой поэтический сборник "Кисть рябины". В нём я нашёл стихотворение, которое он посвящает уже умершей жене:

 

ЖЕНЕ

Каплей с неба, снежинкой, чем хочешь,

Ветерком полевым у плетня

Приходи в этот мир среди ночи,

Приходи в этот мир среди дня!

Я купил колдовскую калину,

В честь тебя посадил у окна.

Мы теперь с тобой рядом, Галина,

Пусть плывут и плывут времена.

 

   Замечательное стихотворение с большим эмоциональным зарядом. Но есть две ошибки с поэтическим ударением: в слове "среди" оно падает на первый слог, а должно - на второй (эта ошибка со словом "среди" тотальная и встречается даже и у именитых поэтов); вторая - в третьем стихе второй строфы, в слове "с тобой". Опять поэтическое ударение падает на первый слог вместо второго. Не повторяйте подобных ошибок, ибо никогда не вылезете из графоманства!

Так вот, затеял я с ним мужской разговор: "Иван Михайлович, сколько можно убиваться по своей жене? 40 дней прошло, думайте о насущном, а Вы своими переживаниями притягиваете её душу к себе и не даёте улететь туда, куда надо, вредите ей своей любовью! Вот послушайте, что написал французский поэт Бодлер о смерти своей жены в сборнике "Цветы зла". Вообще-то, Бодлер такой пофигист, что нашему Высоцкому да-ле-коооо! Вот Вы тоже поэт. На мой взгляд, каждый поэт должен быть пофигистом, ибо от совравшего в стихах однажды, Муза отворачивается навсегда. Сейчас я Вам прочту по памяти четверостишье Бодлера:

 

"Жена в земле...Ура!! Свобода!!!

Бывало, так дрожит душа,

Когда приходишь без гроша

От криков этого урода!"

 

    Расстались мы молча. Очевидно, у него внутри происходила нешуточная борьба; небось, и про больную дочь вспомнил, да тут ещё и я с Бодлером. В общем, смотрю: начал сбавлять обороты насчёт пьянки, и через месяц пришёл к общепринятому мизеру.

 

                                        А К Р О С Т И Х

 

   В поэтике применяется следующим образом. Заглавными буквами, вертикальным столбцом пишется тайное слово. Затем, уже горизонтально, начиная с заглавных букв, пишутся стихи (строчки). Пример написания. Давайте напоём дифирамбы нашей, со светлой душой, поэтессе, Светлане Гришиной. Столбцом, заглавными буквами пишем её имя «СВЕТА». Светочка, извини, что коротко, а не полностью имя «Светлана». Я с этим пятистишием и так полтора часа ломал мозги! Та-ак, раз пятистишие, значит — сонет; так и называем стихотворение. Кому посвящено, чьё имя зашифровано в первых буквах? Светлане Гришиной, пишем только первые буквы. Итак:

                         

С О Н Е Т

С.Г.

Стихи твои превыше всех похвал,

-/-/-/-/-/

Всегда, прочтя их, на душе светлей!

-/-/---/-/

Единство фраз, эпитетовый шквал

  -/-/-/---/

Твоей души божественный елей!

-/-/-/---/

Ах, как без них я часто тосковал...

-/-/-/---/

 

     Стихотворение написано пятистопным ямбом. В четырёх стихах присутствует пиррихий (когда должно быть поэтическое ударение, а его нет).

 

З А В У А Л И Р О В А Н Н Ы Й   П Р Е Д Л О Г

 

        Все примеры я стараюсь приводить из собственных стихов. Во-первых, в доказательство своей профессиональности, во-вторых, у меня есть все эти штучки, как у знаменитого поэта дореволюционной России, Жемчужникова. Дело в том, что он писал свои стихи буквально всеми размерами. А вот Александр Сергеевич Пушкин писал только ямбом и хореем. Конечно, он все размеры ещё в лицее выучил, но предпочтения гения не обсуждаются. М.Ю. Лермонтов также всеми размерами не писал. Так вот, царь наградил чем-то там Жемчужникова за такую способность в стихосложении. А сейчас? Да смешно подумать, в Правительстве никто не сможет «ямб от хорея отличить» /«Евгений Онегин», А.С.Пушкин/.

        В нижеприведённом моём стихотворении обратите внимание на высокую концентрацию информации — в восьми стихах описан весь роман «Воскресение» Льва Николаевича Толстого. В эпиграфе, в своей интерпретации, я  обозначил красную нить этого романа.

 

Воскреснув, всем я стался должен.

                                  

*     *     *

Катюша Маслова, прости                 -/-/---/

За соплеменника гусара,                 ---/---/-

За то, что вихрь загасил                  -/-/---/

В светёлке трепетный огарок.         -/---/-/-

Прости за жёлтый твой билет,         -/-/-/-/

За отнятое материнство!                 -/-----/-

Одна держала ты ответ                   -/-/-/-/

За мировое лихоимство!                 ---/---/-

 

         Стихотворение написано четырёхстопным, «пушкинским» ямбом, который он довёл до совершенства. И «Евгений Онегин» им написан.

        Я вам советую пиррихии обозначать точечками над безударным слогом.

         Но перейдём к теме, разберём третий стих:

    … «За то, что вихрь загасил»...  -/-/--/   

(7 слогов)

         Если страдать буриданизмом (чрезмерной логикой и педантизмом), мы никогда не научимся писать стихи, что зачастую и происходит у графоманов. Такой размер, какой я показал здесь, в поэтике отсутствует. Здесь не учтён скрытый, завуалированный предлог в слове «вихрь». Фонетически он произносится как «вихЫрь», и в результате в слове появляется ещё один, поэтический предлог, которые поэты должны учитывать при определении размеров стихосложения. Ещё пример:

                  

ЧАСТУШКА

«Говорят, жена, гуляешь...     --/-/-/-

Вот застану я тебя!»             /-/-/-/

«Жизнь, Ваня, не обманешь,/-/-/-/-

Я всё делаю, любя!»           /-/---/

     То же самое со словом «жизнь». При подсчёте слогов необходимо учитывать их фонетическое количество, «ЖизЫнь».

 

                                    В Е Р Л И Б Р

 

      Верлибр, или белый стих пишется без рифм, но с соблюдением одного из вышеперечисленных поэтического размера, повторим их все: ямб, хорЕй, анАпест, амфибрАхий, дАктиль, верлИбр. Заглавными буквами указывается правильное ударение.

         Есть переходное течение из прозы в поэзию, это — метрическая проза, которая пишется с использованием поэтических размеров. Очевидно, и верлибр относится к этой категории. Наиболее предметно занимался метрической прозой Леонид Андреев. Сообщаю для тех, кто заинтересуется именно этим видом творчества.

         Верлибр сейчас превалирует      (преобладает) на Западе. У меня же только  несколько стихотворений этого рода. Одно из них я вам и приведу в качестве примера:

                                    

*     *     *

«В который раз мой взор усталый

От книг несчётных, чертежей и схем

Смиренно, вожделенно внемлет звёздам...

Всё — полетел... А там одно из двух:

То невозможно холодно во мраке,

То у звезды невыносимо жарко!

...Не попадаются, скрываются собратья...

И неужели, всё же, мы одни?!

Нет истины печальнее на свете!»

 

      Положительные стороны верлибра те, что не надо мучиться в поисках рифм; не сбиваешься с мысли, стихотворение идёт на одном дыхании, более цельное.

        

К О М Б И Н И Р О В А Н Н Ы Й   Р А З М Е Р

 

       Александр Сергеевич Пушкин писал, что у него рифмы бегут впереди пера. Сложней обстояло дело с нахождением рифм у Марины Цветаевой, ей приходилось исписывать метровые столбцы. Раз уж разговор зашёл о рифмах, должен здесь отметить: наиболее ценны рифмы существительного с глаголом. «Тело-пело»; «душу-нарушу»; «мать-терзать»; и т. д.

   Теперь насчёт комбинированного размера. Собственно, это один размер, но автор, поэт, рвёт строчку от обилия рифм в голове, так и только так получается размер комбинированный. Приведу в пример своё стихотворение, писанное в станице Мелеховской, в пансионате отдыха ещё в 1988 году:

*     *     *

«Вечер устало                 /--/-   (дАктиль)

Завис над станицей,     -/--/-   (амфибрАхий)

Пурпурно-ало                  /--/-

Мерцая зарницей.        -/--/-

Ветер забвенно

Листа не всколышет;

Камни и стены

День-зноем полышат.

Пыльною мглою

Приближены дали,

Вновь к водопою

Стада перегнали...

Душно и ленно

И жаждешь прохлады,

Ночи смиренно

Пождёшь, как отрады...»

 

      Запишем первый и второй стихи в одну строчку:

«Вечер устало завис над станицей,»... 

/--/--/--/-

 Получается четырёхстопный дАктиль. Вот и всё.

            П С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е   С Т И Х И

 

       Однажды в нашем небольшом городке, в поэтическом сообществе произошёл раскол из-за апломбов руководящих кадров. Хотя я один в городе пишу профессионально стихи всеми размерами, да, иногда, и рассказы, но в руководители никогда не стремился из-за нехватки времени (слишком уж за многое хватаюсь). И вот мы остались в меньшинстве с двумя руководителями.

На этот поэтический вечер пришли пять поэтов, три графоманки бальзаковского возраста и — руководитель основной фракции, так сказать, на разведку и переимку методов. Посмотрел я на это всё и говорю руководителю моей фракции: «Давайте немножко поиздеваемся над этой публикой». Тот: «Давай, а как?» Отвечаю: «Я спрячу книгу стихов Ходасевича за спиной, а по памяти прочту его психологическое стихотворение «Сумерки», где он призывает кого-нибудь пырнуть ножом. Вот увидите — фурор обеспечен». Сказано — сделано. Декламирую:

«Владислав Ходасевич, стихотворение «Сумерки»:

 

   

Снег навалил, всё затихает, глохнет.

Пустынный тянется вдоль переулка дом.

Вот человек идёт. Пырнуть его ножом -

К забору прислонится и не охнет.

Потом опустится и ляжет вниз лицом.

И ветерка дыханье снеговое,

И вечера чуть уловимый дым -

Предвестники прекрасного покоя -

Свободно так закружатся над ним.

А люди чёрными сбегутся муравьями

Из улиц, со дворов и станут между нами.

И будут спрашивать, за что и как убил, -

И не поймёт никто, как я его любил.»

 

     Прочёл, и что тут началось! Эти три графоманки вскочили и давай кричать, мол, как Вам не стыдно читать стихи, призывающие к убийству, да это Вы сами его написали!! Тогда я, пока цел, быстро достаю из-за спины развёрнутую на соответствующей странице книгу и показываю им, а потом отдаю читать. Затем спрашиваю у нашего оппонента: «Иван Григорьевич, а что Вы скажете по поводу этого стихотворения Ходасевича?» Тот и ответил всё правильно, расставив все точки над i: “Все эти послереволюционные перипетии так надоели и разочаровали в жизни Ходасевича, что он возжелал, дабы некто любя его убил, спасая от нестерпимых мучений: душевных и физических”.

 

                                  М Е Т А Ф О Р Ы

 

   Чем мне нравится построение американского учебника, например, по физике, тем, что соответственно излагаемой теме приводят и формулы - от школьных до ВУЗовских - и не надо рыться в памяти или искать учебники. Так же поступлю здесь и я: выпишу один из БЭС понятия и читателям не придётся напрягаться самим. Итак.

   МЕТАФОРА — это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего или сходного для обоих сопоставляемых членов («говор воли», «бронза мускулов»).

    Разберём «по косточкам» моё стихотворение, где применена гиперметафора и многое другое, которое Вам пригодится в стихонаписаниях.

 

ОТЧАЯНЬЕ

Мезозойный рассвет.

Роза в детском горшке.

Неприемлемо всё, непонятно!

Первый с клумбы букет

И огонь на вершке. -

Разогнался, да надо обратно!

Табуны чуждых тел

И молчащих теней,

Сонм вопросов и — все без ответа!

Тяжкий знанья удел,

И соитья идей, 

И власяная роба поэта.

Что ж теперь, господа,

Соземляне мои,

Двигать дальше, бедлам, чай, под боком?!

Иль уйти в НИКУДА

И оставить мечты о высоком?

 

    Здесь «мезозойный рассвет» - гиперметафора: таким далёким детство представляется.

   «И огонь на вершке» - метафора о первой женщине.

«Разогнался, да надо обратно!» - обратно, к себе, 

чтоб не раствориться во всякостях.

(Ввёл новое слово в русский язык),

А.С. Пушкин ввел не менее двухсот новых слов. 

И Вы введёте, когда достигнете соответствующего уровня.

 

Р А З Н О Т Е М Ь Е

/Выборка стихов разных лет/

Это   любовь !

 

Когда мой любопытный взор

С одной мечтою о прекрасном

По лицам пробегал напрасно,

Неся нещадный приговор

Владелицам оных негласно;

Когда уже эстет во мне

Тихонько умирать собрался,

И Демон нагло ухмылялся,

Хвала Богам, хвала судьбе

С тобой я повстречался!

… Как долог был мой первый взгляд,

Забыв о времени, приличьи,

Он впился в образ гармоничный,

Проник рентгеном сквозь наряд

И всё нашёл там необычным...

О, диво-девочка моя!

Тебя искал я слишком долго,

Чтоб потерять, завывши волком!

…......................................................

Мы будем слушать соловья,

И ниспадут тенёты шёлка...

 

Верлибр

Сок цикуты пьёт Сократ...

Он знает: онемеют ноги,

На форум боле не придёт;

Дыханье остановится и сердце,

Немой язык уж к истине не позовёт.

 

Столпы

Горе тянучее, ежеминутное

Сильные души не ест.

Внешнему взору оно недоступное -

Кротки, несущие крест.

Взгляды глубокие, внутрь обращённые

Верой нездешней полны.

Сходят, исполнивши долг и смирённые,

Молча в могилу СТОЛПЫ.

 

Видение

Ужас как пахло жасмином,

Фея слетела с цветка,

Благословлён херувимом,

Взмыл я за ней в облака.

Там мы бесплотно обнялись,

Души навеки сплелись,

И ангелочечки-дети

Стайкою ринулись вниз...

 

*           *           *

Мой слух ласкает и тревожит

Шопена до диез минор:

То время этот вальс стреножит,

То побежит во весь опор!

 

*            *            *

Митральный клапан плотно прилегает,

И миокард упруго кровь толкает.

Смотрю с надеждой на зарю:

В последний раз пусть полюблю!

 

*            *             *

Люблю железо.

Оно — холодное и просит рук тепла,

Так хочется ему ожить!

И мысль, овеществлённая в металле,

Всем будет помогать...

Но только не стрелять! -

Я дал ОБЕТ себе — оружье

Не изобретать!

 

*            *              *

«Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.»

«Нищий», М.Ю.Лермонтов.

Тот камень, нищий, возложил

Господь в протянутую руку,

Чтоб ты достойно вдруг зажил

В награду за страданий муку.

 

И силу Он придал руке,

Чтоб камень ты метал повсюду

С ковчега Ноя на корме

В царя, ростовщика, Иуду!

 

Вы предложили сразу перейти на «ты»

ВЫ не стары ещё, бела и нежна кожа,

И взгляд от моего — ВАШ веселей...

Но «про себя» о ВАС отметить должен всё же

Уж оттрельчал, увы, ВАШ соловей...

 

У ВАС не будет робких ожиданий,

ВЫ не способны боле полюбить!

Ланиты ВАШИ не зальют румяна,

Хоть и постель ВАМ громко предложить!

 

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?!»

А.С. Пушкин.

«И жизнь, как посмотришь

С холодным вниманьем вокруг, -

Такая пустая и глупая шутка.»

М.Ю. Лермонтов.

 

*          *          *

 

Зачем тебе моя печаль?

Пройти мой путь едва ль возможно:

Когда давно внизу скрижаль,

Когда уж от сомнений тошно!

Когда счастливый бедуин

Родился, помер без закланья,

А всей Вселенной Господин

Глаза таращит из преданья.

 

«Боись любви — она пройдёт.»

М.Ю. Лермонтов.

 

Зачем тебе моя печаль?

Нет на Земле любви высокой:

Незрелых чувств всегда не жаль,

А дальше — ареал порока.

Плетёт венцы самообман -

Кого и что мы так (!) любили?!

Увы, закончен бал-роман,

И Боги в сумерках почили.    

(«См. «Сумерки Богов»)

 

«Не встретит ответа

Средь шума мирского

Из пламя и света,

Рождённое слово».

М.Ю. Лермонтов.

 

Зачем тебе моя печаль?

Ты одиночества не знаешь,

Когда звучит земной тропарь,

Ты праздника не ощущаешь.

И вопия среди толпы,

Своё лишь эхо ты услышишь...

И вот, ты полон немоты,

С презреньем к жизни

устало дышишь.

 

 

ЧАСТУШКИ

 

*         *        *

 

Что с нимфеткой за конфетку

То с матроной — миллион!

И не выживешь в разведке,

Если не двойной шпион!

 

*       *      *

Чтоб остаться без проблем,

Сдал все деньги в МММ...

Как в кошмарной сказочке

Упорхнули бабочки!

У-у, халявщик Голубков,

Всех ограбил до портков!

 

*       *      *

Норка — шуба, норка — шапка,

Взгляд презрением налит!

А копнёшь чуть-чуть — Агапка

Содержанкой у элит.

 

*       *      *

Дед, запьёшь ты с пенсии -

Забегу в Замбезии!

Пей и бей кого ты хош -

Без меня ты пропадёшь!

 

*       *       *

Эх, метёт, метёт пурга,

Лопнула подпруга...

Где же ты, моя жена?

Чья сейчас подруга?

 

*       *      *

Полюбил олень косулю,

Долго, долго гнался.

Та сигнула через пулю,

Ну, а тот...  нарвался.

 

 

*     *     *

Принесла я до перрону

Пять бутылок самогону.

Вдруг, милиция стряслась!

...И бесплатно напилась!

 

*       *       *

Шаль шальную подарил,

Вот я и шалаюсь.

Ну, а если б чаще бил -

Лучше стала, каюсь!

 

*       *       *

И встал из гроба Мономах

И взглядом зорким Русь окинул.

С невиданной тоской в глазах

Махнул рукой и снова сгинул!

 

*       *       *

И от ужаса визжа,

Села баба на ежа!

- Всех замучила в округе,

Осталось — к ежу в супруги!

 

*       *       *

Как вдоль поля и до стога

Лунная вела дорога..

«Ой, как больно милый,

Кто ж забыл тут вилы?»

 

*       *       *

Я сижу, щипаю брови,

А ещё давать корове. -

И корова пусть ревёт,

Раз мой милый не идёт!

 

*       *       *

Как на свадьбе генерал

Крепко водочки поддал

И, забыв, в каком он месте,

Начал приставать к невесте!

Да при трезвом женихе -

Где же нравственность, ну где?!

 

 

 

*     *     *

Свинарка Марфа:  

Как на ферме «Путь на рынок»

Вырос рыженький подсвинок,

Всю еду на ферме съел

И не лопнул вот, пострел!

 

Фермер: 

Марфа, ты не удивляйся,

Это родственник Чупайса!

 

 

 

Про Малюту

 

Ёксель-моксель, чита-грита,

Отчего я не Лолита? -

Мы тогда свернули б горы

С генеральным прокурором!

 

Про Ельцина

 

Что бы Президентом стать

Очень мало много знать!

Нужно море водки выпить

И с козою переспать!

 

Про Черномырдина

 

Ой, беда, беда, беда! -

Затопило города!

« Мы хотели же как лучше -

Получилось — как всегда!»

 

*          *          *

«Говорят, жена, гуляешь,

Вот застану я тебя!»

«Жизнь, Ваня, не обманешь -

Всё я делаю любя.»

 

*          *          *

Как рванёт платформа «Бритишь»

И угробила Гольфстрим,

А теперь подняли хипежь -

Не поедешь греться в Крым!

                                                       

                                              

 

ПОЭТЫ — ЭТО:

 

Шарманщики судьбы,

Обманщики природы,

Извечной маеты

И смуты первороды;

Единственны в себе,

Покорствуя не всуе,

С крылами на коне,

Летящи в даль любую!

И, горький хлеб жуя,

Завидовать не смея,

Любого холуя

С пером — сильнее!

 

ПОСВЯЩАЕТСЯ РОСТОВСКОМУ ПОЭТУ

ЛЕОНИДУ ДЕРЯБИНУ

 

«Потускнел на небе синий лак,

И слышнее песня окарины.

Это только дудочка из глины,

Не на что ей жаловаться так.»

Анна Ахматова.

*     *     *

Окарина, дудочка из глины,

Звук неведомо-печальный подари,

О любви пропой свои былины

От закатной и до утренней зари.

 

О любви ни с кем не разделённой,

С мукой тайною, извечною в груди,

Робостью признанья сохранённой,

И с мольбой: «От ненависти огради!»

 

О любви не разделённой, бурной,

Что покоя никому не даст окрест,

Мыслью мозг кровящею абсурдной,

Обрекши на непомерно тяжкий крест.

 

О любви взаимно-нежно-страстной,

Что изменой заменила свет на мрак,

И счастливейшее существо — напрасно -

Раздавила, как под танка трак.

 

 

Эх, пропой, да нет, наверно, хватит.

Спой весёлое, про неба, что ли лак,

И тебе другой душой заплатит.

Что ж, и вправду, можно ль жаловаться так?

 

Себе и многим

Жизнь коротка и очень может статься,

Что не поняв её, вдруг станешь стариком.

Не стоит, право, сильно увлекаться

Ни женщинами, друг мой, ни вином.

 

*     *     *

Не будите меня спозаранку,

Я стихов хороводы вожу -

И Есенина вижу с тальянкой,

И Ахматову — Муз госпожу.

 

Запищит под резцом вдруг полено,

То врагов завалю весь отряд,

То «фонарь у аптеки», то «Демон» -

Сновиденья мои чередят.

 

А стихи?! Да не уж то мои ли?

В это время схватить бы перо!

Всё прекрасное предвосхитили,

В каждой мысли без плевел зерно!

 

А проснёшься — простишься со сказкой,

Серый быт осквернит все мечты...

Молчаливо, походкой бесстрастной

Побредёшь средь мирской суеты...

 

*     *     *

Л.М.

Мы с тобою больше, чем друзья,

Мы соратники, от слова «рать».

Много нам придётся воевать,

Нам с тобой иначе жить нельзя.

 

*     *     *               

Л.М.

Люба, Любонька, Любовь,

Мужу ты волнуешь кровь,

Мне же ты волнуешь душу,

Счастье ваше не нарушу.

Беловежская пуща

 

Сорвались плиты с литосферы,

Летит огромная страна

С народом, осквернённой веры

К разверстой пропасти без дна!

 

Геенной огненной зловеще

Опалены её края,

И мрак лохмотьями трепещет

Тамм, за чертою бытия!

 

И мечутся в смятеньи души,

Предвидя роковой удел,

Надрывным хохотом кликуши

Хорал загробную запел.

 

Ж а д н о с т ь

 

Презренен мне металл из злата -

В игривом блеске виден луч кровавый!

Из-за него шёл брат на брата,

И нет дурней богатства славы.

 

Но жадно слушаю я песни

Народной, чистой свежести изъятья;

Мне не один мудрец известен,

Науки распростёрли мне объятья.

 

До взглядов жаден восхищённых,

До ласковых богинь и скромных фей,

И до друзей, и в жизнь влюблённых,

До всех, до тех, кто в чём-то корифей.

 

*     *     *

Бульдозером жизни скарёжен

Мой ровный и мягкий характер.

Будь всякий со мной осторожен

Душевный затеивать бартер.

 

«Довольно обманывать всуе,

Моей добротою питаться,

По очередной «алиллуйе»

Привычно в грехи опускаться».

 

О  вере

 

В гениев — не верю!

Страшно верить в Бога.

Кое-Что лелею,

Но надежд немного.

Вера-то — слепая,

Можно обмануться,

Можно в спешке к Раю

С Дьяволом схлестнуться!

…Много силы в вере,

Но напротив храма

Вечно настежь двери

Алчного бедлама!

Нет отвратней чувства

Разочарованья:

Как в душе так пусто -

Нет и жить желанья...

Отчего же страстно

Вдруг во что-то верить,

Тщетно и напрасно

Разум чувством мерить?

 

*     *     *

Я верю, верю! - есть

Та женщина, прекрасней всех!

Движения её сверхплавны,

Она легка и по туманам ходит...

Прозрачна и окутана: с минуту голубой,

Минутой розовою, дымчатою далью...

Она... Она — небесна, неземная,

Её телесной видеть не желаю! -

Она в видении ко мне придёт,

Безропотную душу унесёт...

                            

Предлагаю в пословицы и поговорки: 

 

1.«Перескочил Олень Плетень, да ноги поломал о Пень».

 

2.«Кто б, что ни говорил до века, а Демон с Ангелом дружил в душе у человека».

 

3. «Если не стройнее туй — за горянкой не горюй!»

 

4. «Нет женщин скупых — есть мужчины бесстрастно молящие».

 

5.«Час пробил: мудрец — спросил; умный — слушал; дурень — кушал».

 

6. «Вселенной нет, а звёзды всё сияют!»

 

7. «Красива Таня, да сметлива Маня. - Выбирай-ка, Ваня!»

 

8. «Сосна — не ель и не ольха, её купели — облака».

 

9. «За ус не спрятать, что ты трус!»

 

10. «С любимой разлука — сердечная мука;

        С другом встреча — радость до веча».

 

11. «Поддавшись лести в тот момент как нужен,

        Не мни всю жизнь себя великим мужем».

 

12. «Кто любил — тот знает: какая изощрённейшая мука эта штука!»

 

13. «Грешен не тот, кто греха не боится, а тот, кто уверен, что простится».

 

14. «Когда зажравшись, паразит, размеры жертвы догоняет, он вместе с нею погибает».

 

15. «Царь — себе, царевич — в доме».

16.   Напутствие молодожёнам: 

«Пусть разлуки вас сближают;

Близость пусть не разлучит».

17. «Отчего так мало лиц приятных?» - «Душою мало светлых и опрятных».

 

П р о п о в е д ь

 

Проснувшись первый раз себе же не знакомый,

С предчувствием щемящим счастья, то ли краха -

Не бойся, знай тебя не ожидает плаха,

Вот так душа освобождается от праха

Будь веры ты любой, иль атеист бездомный.

 

- Гордыню сердца ложную не мешкай, отзови,

С Диаволом поспорь, смирён покайся Богу;

Навек без страха в рабскую обвейся тогу,

Несовершенства груза не готовь в дорогу

В преддверии великого свершения ЛЮБВИ!

 

К   х у д о ж н и к у

/ амфибрахий /

Средь мрачных ущелий, как чудо

Оазисом плато стояло,

Архаров на каменных грудах

Там утро искусно ваяло. 

Внизу — будто с крыльев орлиных -

Едва различима река,

Доносится рёв от стремнины,

Что тихая речь родника.

Огромные, пёстрые птицы

За эхом в ущельях гонялись,

У заводи зыбкой напиться

Олени семьёй собирались,

И лес вековых эвкалиптов,

Что мох у подножия плато,

Полнеба зарёю залито -

Вот здесь наша жизнь зачата! 

 

*     *     *

Каштан! Когда я под тобою прохожу в Ростове,

Ты влажной тенью одаришь.

Ты — добрый и будто спишь...

Все чувства светлые с тобою наготове!

 

 

                                       

                                                    З А К Л Ю Ч Е Н И Е

       В заключение, для повторения кратко напомню, как нужно писать стихи профессионально:

1. В рифмуемых строках (стихах) должно быть строго одинаковое количество фонетических слогов. Знак «тире» также учитывается как слог.

Исключение составляет последняя строка стихотворения, на которую ложатся самая большая смысловая и эмоциональная нагрузки. Здесь допускается превышение/уменьшение количества слогов по отношению к рифмуемой строке. 

2. Профессиональные рифмы - это рифмование существительного с глаголом. Исключительно глагольные рифмы во всём стихотворении — графоманство.

3. Стихотворение, дабы «глаголом жечь сердца людей» /А.С. Пушкин/, должно иметь значимый эмоциональный заряд.

4. Очень большое, решающее значение имеет высота поднятой темы, а также их разнообразие. Многие поэтессы пишут ТОЛЬКО о любви и ничего больше. Да, это вечная тема, без неё «никуда», но ведь любовь, очевидно, придаёт силы на великие свершения, о которых также стоит написать. А так, любовь сама по себе — что-то абстрактное.

    Есть летучая фраза поэта, по-моему, Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Каждый поэт должен иметь чёткую гражданскую позицию, кто ты: «славянофил», или «западник»; за революцию, или эволюцию общества; с Богом, или Дьяволом, в конце концов. Поэт не должен быть безликим, аморфным, поскольку он наряду с прозаиком — «инженер душ человеческих»!

 

    В самом конце книги хочу выразить слова благодарности своей соратнице и другу Меркурьевой Любови. Я её называю «русская Жанна д*Арк». Зайдите на блог «Любови Меркурьевой» http://v-poiske-sebya.ru/ и увидите, какие гигансткие силы она прикладывает, чтобы изменить наше общество в лучшую сторону, самосовершенствуется, став веганкой и идущая уже к сыроедению; как широко её мировоззрение. И, вдобавок ко всему, несмотря на перманентный цейтнот (нехватки времени, шахматный термин), любезно согласилась оформить должным образом мою книгу. Поклон тебе благодарственный, Любовь, и пожелание исполнения всех твоих грандиозных планов. В этом же блоге есть и вся информация об авторе этой книги.

 

 

 

 

 

 

 

 

         

  

 

                                                                                                                      

    

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

01.03.2017 01:23
7187

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!