О сонете

Изображение:
Автор:
Светлана Киселёва
content:

Предлагаю разобраться в твёрдой форме стиха - сонете. Заодно научиться писать сонет.

 

 Сонет (итал. «sonetto», окс. «sonet») – твёрдая

поэтическая форма: стихотворение из 14-ти строк,

образующих 2 четверостишия – катрена (на 2 рифмы)

и 2 трёхстишия – терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего

во «французской» последовательности –

 

abba

abba

ccd

eed

 

(или

ccd

ede)

 

или в «итальянской» -

 

abab

abab

cdc

dcd

 

(или

cde

cde).

 

Принято относить к сонетам также «шекспировский сонет»,

или сонет с «английской» рифмовкой -

 

abab

cdcd

efef

 

gg

 

(три катрена и заключительное двустишие,

называемое «сонетным ключом»), - приобретший особую

популярность благодаря Уильяму Шекспиру.

 

 Кстати, сонет с «английской» рифмовкой (3 четверостишия и двустишие) считается классической формой сонета, так называемой «правильной формой сонета». Именно сонет Уильяма Шекспира является ярким примером такой формы и назван в честь автора «шекспировским».

 

 Уж если ты разлюбишь – так теперь,

Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.

Будь самой горькой из моих потерь,

Но только не последней каплей горя!

 

И если скорбь дано мне превозмочь,

Не наноси удара из засады.

Пусть бурная не разрешится ночь

Дождливым утром – утром без отрады.

 

Оставь меня, но не в последний миг,

Когда от мелких бед я ослабею.

Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг,

Что это горе всех невзгод больнее,

 

Что нет невзгод, а есть одна беда –

Твоей любви лишиться навсегда.

 

У. Шекспир. Сонет. 90

(перевод С. Маршака)

 

Вот именно опираясь на этот, знаменитый сонет Шекспира, я и научилась писать твёрдую форму стиха – сонет.

 

А вот и моя проба:

 

Оставь меня…

 

Покинь меня, но не в последний миг,

Когда от страшной боли ослабею…

Ты многое во мне уже постиг,

Но я о том совсем не сожалею…

 

Мне будет одиноко без тебя,

Но я беду свою преодолею.

Не предавай ты за спиной меня,

Чтоб устоять я на ногах сумела…

 

Оставь меня теперь, а не потом,

Пока к потере этой я готова…

Останься лишь моим прекрасным сном,

А наяву не возвращайся снова.

 

Из всех моих потерь горька одна –

Любовь забыть, я ей была верна…

 

С точки зрения дилетанта можно сказать, что я выполнила поставленную задачу: написала 3 катрена и двустишие, соблюла рифмовку чередование в катренах и парную в двустишии.

 Но с точки зрения профессионала допустила ошибки.

 

1.         1. Сразу же в 1-м катрене видно грубое подражание Шекспиру;

2.         2. Во 2-м катрене есть не допустимая пара рифм «тебя-меня».

 

Поэтому этот сонет я всегда подписываю пробой сонета.

Но не всё так просто, как оказалось. Сонет пишется строго по правилам:

 

Структурные признаки классического сонета.

 

Основные:

 

1.   Количество строк – четырнадцать; количество строф – четыре (два катрена, два терцета);

2.   Повторяемость рифм; система рифмовки: перекрёстная или охватная в катренах; разнообразная в терцетах; размер – распространённый в поэзии: голландской, немецкой, русской, скандинавских стран – пятистопный или шестистопный ямб, английской – пятистопный ямб; итальянской, португальской – одиннадцатисложный стих; французской – александрийский стих.

 

 Поскольку в голове моей продолжал звучать «Сонет Шекспира», который под музыку переделала Алла Пугачёва, я решила попробовать охватную схему рифмовки в катренах, не отходя от «английской» - всё те же 3 катрена и двустишие.

 

Расстались мы…

(сонет)

 

Не жди меня, я вовсе не вернусь,

Найди себе, пожалуйста, другую,

Нет, не меня, похожую такую,

Найди другую. С искушеньем бьюсь…

 

Наступит время общих перемен.

За расставаньем снова будет встреча.

И я другому «да» уже отвечу,

Не потерплю обмана и измен.

 

Но иногда ко мне приходит грусть…

А ты найдёшь себе стезю другую.

Клянусь, судьбу не выбрала б иную…

Я повернуть шаги к тебе боюсь…

 

Как жаль, что нами всё вернуть нельзя.

Расстаться легче, чем забыть тебя…

 

 Я – не филолог, не уверена до конца, что и этот сонет написан правильно, но думаю, что именно в нём мне удалось избежать моих прежних ошибок. И с поставленной задачей я вроде бы справилась. Единственное, что меня смущает, это наличие 5-тистопного ямба и фонетика, звучание, сонета.

 

Немного истории:

 

Сонет возник в XIII веке в Италии. Первый из известных сонетов

Был написан Якопо да Лентини (годы деятельности 1215 – 1233) –

Нотариусом при дворе короля Сицилии Фридриха II и поэтом

«сицилийской школы».

 

Первые итальянские сонеты своим ритмом, строем, перекрёстной

схемой рифмы были близки к народной песне.

В дальнейшем сонетную форму культивировали поэты

«dolce stil nuovo» (Гвидо Гвиницелли, Гвидо Кавальканти,

Чино да Пистойя) и представители демократической

поэтической школы Тосканы (Чекко Анджольери, итал.

Cecco Angiolieri).

 

В творчестве первых получил дальнейшее развитие

пришедший из поэзии трубадуров культ возлюбленной.

В сонетах поэтов dolce stil nuovo женщина обожествляется,

разрушаются сословные преграды в любви, исследуется

духовный мир человека, совершенствуется поэтический

язык.

 

В плебейской поэзии Анджольери и его последователей

воспевается будничная жизнь с её простыми человеческими

радостями.

 

Параллельно с любовным возникают сонеты политический и

сатирический. Канонические правила написания сонета

были сформулированы в 1332-м году юристом из Падуи

Антонио да Темпо.

 

Непревзойдённым мастером сонетной формы является

Франческо Петрарка. Именно благодаря ему сонет стал

средством изображения человеческих переживаний.

Его «Книга песен» (1373 год) – триста произведений,

имеющих одну сюжетную линию – рассказ о любви поэта к

Лауре, надолго определила пути развития всей

европейской лирики.

 

 Если вы думаете, что твёрдая форма стиха – сонет – давным-давно устарела, вы ошибаетесь.

01.12.2020 23:12
113

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!