Иван Андреевич Крылов

Автор:
---
-:
 Крылов Иван Андреевич (1769-1844), русский писатель, баснописец, академик 
Петербургской (1841).Издавал сатирические журналы «Почта духов» (1789) и другие. 
Писал трагедии и комедии, оперные либретто.В 1809-43 создал более 200 басен, 
проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой,
ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. 
Н. В. Гоголь назвал басни Крылова «... книгой мудрости самого народа».
* * *
 Отец — Андрей Прохорович Крылов — армейский офицер, выслужившийся из рядовых.
Во время пугачевского бунта руководил обороной Яицкого городка 
(ему принадлежит опубликованная анонимно записка «Оборона крепости Яика
от партии мятежников», журнал «Отечественные записки», № 52-53, 1824). 
В Яицком городке Крылов провел раннее детство, во время бунта находился 
с матерью, Марией Алексеевной, в Оренбурге. В 1775 АндрейПрохорович вышел 
в отставку с военной службы и поступил на место в палату уголовного суда 
Тверского наместничества. Семья постоянно нуждалась, к тому же отец вскоре 
умер (1778). Крылов из милости учился у домашних учителей семьи Львовых, 
брал уроки французского языка у гувернера детей губернатора.

 С отрочества будущий писатель, помогая потерявшей кормильца семье, служил 
в Калязинском земском суде, затем в Тверском магистрате. В Петербург Крылов 
переехал в 1782 с Львовыми. С 1783 служил в Казенной палате в Петербурге, 
активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать 
и писать по-немецки и по-итальянски. Хорошо играл на скрипке, выучил теорию 
музыки, разбирался в математике. У Львовых и, возможно, у драматурга 
Я. Б. Княжнина, Крылов познакомился практически со всем, довольно узким 
кругом литераторов и знатоков искусств того времени, в числе которых был и 
Г. Р. Державин с женой, покровительствовавшей Крылову.

 От большинства событий жизни Крылова не сохранилось никаких документов, 
они восстанавливаются по воспоминаниям современников, о многом можно говорить 
лишь предположительно.

 Начал литературное поприще как драматург (комическая опера «Кофейница», 1782, 
трагедии «Клеопатра», «Филомена», комедии «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей» 
и др., 1786-1788). Вопреки подавляющему большинству тогдашних пьес, две 
последние основывались на современном автору русском материале. В «Бешеной семье» 
высмеивались неистовые любовные страсти (предмет небезопасный, учитывая всем 
известный темперамент Екатерины II), а в «Сочинителе в прихожей» — литератор, 
униженно пресмыкающийся перед сильными мира сего. Крылов сблизился с ведущим 
актером русской петербургской труппы И. А. Дмитриевским, драматургом и актером 
П. А. Плавильщиковым. Но в конце 1780-х гг. Крылов сочинил комедию «Проказники», 
где под именем Рифмокрада осмеял драматурга Я. Б, Княжнина и его жену, дочь 
А. П. Сумарокова. За этот памфлет Крылов был по жалобе Княжнина отлучен от театра. 
В 1788 Крылов уволился из Горной экспедиции, на много лет оставив 
государственную службу.

 Он начинает заниматься журналистикой. Как журналист и издатель Крылов продолжал 
традиции Н. И. Новикова, как мыслитель — традиции философов Просвещения. Крылов 
установил дружеские связи с издателем И. Г. Рахманиновым, в типографии которого 
выходило собрание сочинений Вольтера, журналы, в которых Крылов начал сотрудничать.
В 1789 Крылов в типографии Рахманинова начал издание сатирического журнала 
«Почта духов». В журнале в виде переписки гномов, сильфов и других духов давалась 
широкая сатирическая картина русского общества времен Екатерины. Журнал был 
запрещен (последний выпуск — март 1790), возможно, из-за усилившихся строгостей 
по причине революции 1789 во Франции, а, возможно, из-за настойчивого педалирования 
опасной темы «старой кокетки». Вместе с Дмитриевским, Плавильщиковым и драматургом 
А. И. Клушиным в 1791 Крылов основал книгоиздательскую компанию, которая при 
содействии Рахманинова в 1792 Крылов выпускает журнал «Зритель», в 1793 — 
«Санкт-Петербургский Меркурий». Здесь он также выступал обличителем поврежденных 
нравов общества, но уже в более мягкой форме, от сатиры переходит к морализаторству. 
Открыла компания и свою книготорговую лавку. Запрещен журнал был из-за общих 
цензурных строгостей, причем есть свидетельства, что с Крыловым беседовала сама 
императрица.

 В 1794, видимо, из-за истории с журналом Крылов переезжает в Москву (а его друг 
Клушин уезжает за границу). С осени 1795 ему запрещено жить в столицах (но об этом 
существуют лишь косвенные свидетельства), имя его исчезает со страниц печати. В 1797 
Крылов поступил личным секретарем к генералу князю С. Ф. Голицыну. После внезапной 
опалы генерала Крылов последовал добровольно в ссылку за хозяином и до 1801 был 
компаньоном ссыльного семейства, давал уроки русского языка его младшим детям и их 
друзьям. С октября 1801 по сентябрь 1803 Крылов — правитель дел канцелярии Голицына, 
назначенного генерал-губернатором Лифляндии после воцарения Александра I. Отход от 
литературной деятельности по «внешним» причинам совпал с глубоким внутренним 
переломом, пережитым Крыловым: отныне он уже не верит в возможность переделки 
человека литературой, сохраняя преданность идеям Просвещения, предпочитает 
книжным идеалам практический мужицкий опыт.

 В ссылке Крыловым был создан цикл стихотворных переложений псалмов, в печати 
появились несколько его прозаических «мелочей».

 В 1800 для любительского театра Голицыных была написана «шутотрагедия» 
«Подщипа, или Трумф» — пародия и на «высокую» трагедию Просвещения и на начинающий 
входить в моду карамзинский сентиментализм. В пьесе сатирически изображается 
конфликт между западной цивилизацией (в лице Трумфа) и русской патриархальностью, 
причем автор высмеивает и отвергает и то и другое. «Подщипа» была представлена 
автором в цензуру в 1807, но запрещена, впрочем, и без публикации став одной из 
самых популярных русских пьес, распространяясь в списках. В 1800 Крылов начал 
стихотворную комедию «Лентяй» (не закончена), в которой декларирует сознательное 
неучастие в общественной жизни — заветную позицию автора.

 После Риги Крылов переезжает в Москву, здесь и в Петербурге ставятся его новые 
пьесы («Пирог», 1802; в 1807 — комедии «Модная лавка» «Урок дочкам»). Пьесы имели 
шумный успех и продержались в репертуаре до середины 19 в. Они лишены всякой 
дидактики, хотя в духе времени и высмеивают увлечение всем иностранным, 
избыточной сентиментальностью.

 Первая публикация басен Крылов («Дуб и трость», «Разборчивая невеста») состоялась 
в 1805. Это были переводы из Лафонтена. В 1806 Крылов переселяется в Петербург, 
где участвует в постановке своих пьес. Близкие отношения связывают его в течение 
нескольких лет с актрисой А. И. Белье. Он становится завсегдатаем салона 
А. Н. Оленина, под его началом служит в 1808-10 в Монетном департаменте, 
с 1812, когда Оленин стал директором Публичной библиотеки, Крылов назначается 
помощником библиотекаря, с 1816 — библиотекарем с квартирой при библиотеке. 
Архаист по своим литературным воззрениям, участник «Беседы любителей русского 
слова» А. С. Шишкова, сторонник классицизма и наследник баснописцев 18 в. 
(А. И. Сумарокова и др.), Крылов одновременно является создателем реалистической 
басни, и — шире — вместе с Грибоедовым и Пушкиным стоит у истоков литературы 
русского реализма.

 В 1809 вышла первая книга басен Крылова. Всего им написано около 200 басен 
(последнее и наиболее полное издание, сборник в 9-ги книгах, выпущен 
в декабре 1843, в книжную торговлю поступил позже, причем часть тиража бесплатно 
раздавалась на похоронах писателя). Многие произведения (напр., «Стрекоза и Муравей», 
«Волк и ягненок» и пр.) восходят к образцам, заимствованным у Эзопа, Федра, Лафонтена. 
Однако реалистическая убедительность образов, острота конфликта между требованиями 
нравственности и лицемерием, корыстью, жестокостью, трусостью, а также реализм 
языка заставляют видеть в Крылове оригинального художника, реформатора басенного 
жанра. Басня Крылова лишена сухого морализаторства, нравственный вывод, заключенный 
в ней, является выражением здравого смысла, воплощен в формах живого разговорного 
языка. Благодаря этим качествам многие речения из басен Крылова вошли в русский язык 
на правах поговорок [«А Ларчик просто открывался» («Ларчик»), «Ты виноват уж тем, 
что хочется мне кушать» («Волк и ягненок»), «Да только воз и ныне там» («Лебедь, 
Щука и Рак») и мн. др.]. Сближению произведений Крылова с живой речью способствовало 
использование им вольного русского ямба (за исключением басни «Стрекоза и Муравей» 
1808, написанной четырехстопным хореем).

 Многие басни Крылова касаются наиболее существенных событий общественной и 
политической жизни России («Квартет», 1811, «Лебедь, Щука и Рак», 1816 — отклики 
на неполадки в деятельности Государственного Совета; «Кот и Повар», «Волк на псарне», 
«Ворона и Курица» и др. — на события Отечественной войны 1812 г.; «Собачья дружба», 
1815 — на разногласия среди членов Священного союза и пр.).

 Сатирический пафос басен Крылова отмечал декабрист А. А. Бестужев (Марлинский); 
о природной оригинальности и национальном характере творчества Крылова, сравнивая 
его с Лафонтеном, говорили В. Жуковский и А. С. Пушкин; об обогащении жанровых 
возможностей басни Крылова упоминал В. Г. Белинский ("...это повесть, комедия, 
юмористический очерк, злая сатира...», Полн. собр. соч., 1955, с. 575).

 На первый сборник басен откликнулся обширной статьей в «Вестнике Европы» 
В. А. Жуковский (1809). Высоко оценив новаторство крыловского языка, Жуковский все 
же упрекнул его в использовании «грубых» оборотов речи. Однако для множества 
современников, от Пушкина до Болгарина, именно «грубый» язык в сочетании с 
«простецким» взглядом на вещи, были свидетельством коренного преобразования Крыловым 
принципов русской поэтики. Басни Крылова быстро получили широкую известность, уже 
в 1824 в Париже вышел двухтомник его басен в переводе на французский и итальянский. 
Дальше следовали переводы на большинство европейских языков.

 

 Сам Крылов, чем дальше, тем больше воспринимался современниками как своего рода 
литературный персонаж. Сам писатель подчеркнуто отстранялся от всех общественных 
событий, в обществе нарочито подчеркивал свои пороки (лень, чревоугодие, 
неряшливость, увлеченность картами). Уже в 1820-е гг. стал он персонажем 
многочисленных анекдотов, впрочем, всегда благожелательных. До самой старости, 
однако, он продолжал заниматься самообразованием: изучал древнегреческий, 
брал уроки английского. Его ценили и принимали в самых далеких по своим 
взглядам литературных кружках. По некоторым сведениям, у Крылова был Пушкин 
незадолго до дуэли, он же, по свидетельству современников, был последним, 
кто простился с телом великого поэта на отпевании.

Официальное признание Крылова двором можно сравнить лишь с признанием Карамзина 
и Жуковского: в феврале 1812 ему назначена пожизненная пенсия, в 1820 он получает 
ордена св. Владимира IV степени, в 1838 — Станислава II степени, в 1830 в нарушение 
правил (Крылов не имел университетского образования и не сдавал экзамен) писателю 
был присвоен чин статского советника. В 1838 было торжественно властями и 
общественностью отмечен юбилей Крылова — 70-летие со дня рождения и 50-летие 
литературной деятельности. В 1841 Крылов оставил службу и поселился с семьей 
своей «усыновленной крестницы» (вероятнее всего родной дочери).

Крылов стал первым писателем, которому в России поставили памятник по подписке: 
12 мая 1855 памятник работы П. К. Клодта «Дедушке Крылову» был поставлен в Летнем 
саду в Петербурге.
19.04.2015 11:08
2206

1 комментарий

14.06.2016 10:42
Сильный человек, от невзгод не сломился.Кстати, хорошим был математиком))