Иван Андреевич Крылов
Автор:
---
-:
Крылов Иван Андреевич (1769-1844), русский писатель, баснописец, академик
Петербургской (1841).Издавал сатирические журналы «Почта духов» (1789) и другие.
Писал трагедии и комедии, оперные либретто.В 1809-43 создал более 200 басен,
проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой,
ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки.
Н. В. Гоголь назвал басни Крылова «... книгой мудрости самого народа».
* * *
Отец — Андрей Прохорович Крылов — армейский офицер, выслужившийся из рядовых.
Во время пугачевского бунта руководил обороной Яицкого городка
(ему принадлежит опубликованная анонимно записка «Оборона крепости Яика
от партии мятежников», журнал «Отечественные записки», № 52-53, 1824).
В Яицком городке Крылов провел раннее детство, во время бунта находился
с матерью, Марией Алексеевной, в Оренбурге. В 1775 АндрейПрохорович вышел
в отставку с военной службы и поступил на место в палату уголовного суда
Тверского наместничества. Семья постоянно нуждалась, к тому же отец вскоре
умер (1778). Крылов из милости учился у домашних учителей семьи Львовых,
брал уроки французского языка у гувернера детей губернатора.
С отрочества будущий писатель, помогая потерявшей кормильца семье, служил
в Калязинском земском суде, затем в Тверском магистрате. В Петербург Крылов
переехал в 1782 с Львовыми. С 1783 служил в Казенной палате в Петербурге,
активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать
и писать по-немецки и по-итальянски. Хорошо играл на скрипке, выучил теорию
музыки, разбирался в математике. У Львовых и, возможно, у драматурга
Я. Б. Княжнина, Крылов познакомился практически со всем, довольно узким
кругом литераторов и знатоков искусств того времени, в числе которых был и
Г. Р. Державин с женой, покровительствовавшей Крылову.
От большинства событий жизни Крылова не сохранилось никаких документов,
они восстанавливаются по воспоминаниям современников, о многом можно говорить
лишь предположительно.
Начал литературное поприще как драматург (комическая опера «Кофейница», 1782,
трагедии «Клеопатра», «Филомена», комедии «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей»
и др., 1786-1788). Вопреки подавляющему большинству тогдашних пьес, две
последние основывались на современном автору русском материале. В «Бешеной семье»
высмеивались неистовые любовные страсти (предмет небезопасный, учитывая всем
известный темперамент Екатерины II), а в «Сочинителе в прихожей» — литератор,
униженно пресмыкающийся перед сильными мира сего. Крылов сблизился с ведущим
актером русской петербургской труппы И. А. Дмитриевским, драматургом и актером
П. А. Плавильщиковым. Но в конце 1780-х гг. Крылов сочинил комедию «Проказники»,
где под именем Рифмокрада осмеял драматурга Я. Б, Княжнина и его жену, дочь
А. П. Сумарокова. За этот памфлет Крылов был по жалобе Княжнина отлучен от театра.
В 1788 Крылов уволился из Горной экспедиции, на много лет оставив
государственную службу.
Он начинает заниматься журналистикой. Как журналист и издатель Крылов продолжал
традиции Н. И. Новикова, как мыслитель — традиции философов Просвещения. Крылов
установил дружеские связи с издателем И. Г. Рахманиновым, в типографии которого
выходило собрание сочинений Вольтера, журналы, в которых Крылов начал сотрудничать.
В 1789 Крылов в типографии Рахманинова начал издание сатирического журнала
«Почта духов». В журнале в виде переписки гномов, сильфов и других духов давалась
широкая сатирическая картина русского общества времен Екатерины. Журнал был
запрещен (последний выпуск — март 1790), возможно, из-за усилившихся строгостей
по причине революции 1789 во Франции, а, возможно, из-за настойчивого педалирования
опасной темы «старой кокетки». Вместе с Дмитриевским, Плавильщиковым и драматургом
А. И. Клушиным в 1791 Крылов основал книгоиздательскую компанию, которая при
содействии Рахманинова в 1792 Крылов выпускает журнал «Зритель», в 1793 —
«Санкт-Петербургский Меркурий». Здесь он также выступал обличителем поврежденных
нравов общества, но уже в более мягкой форме, от сатиры переходит к морализаторству.
Открыла компания и свою книготорговую лавку. Запрещен журнал был из-за общих
цензурных строгостей, причем есть свидетельства, что с Крыловым беседовала сама
императрица.
В 1794, видимо, из-за истории с журналом Крылов переезжает в Москву (а его друг
Клушин уезжает за границу). С осени 1795 ему запрещено жить в столицах (но об этом
существуют лишь косвенные свидетельства), имя его исчезает со страниц печати. В 1797
Крылов поступил личным секретарем к генералу князю С. Ф. Голицыну. После внезапной
опалы генерала Крылов последовал добровольно в ссылку за хозяином и до 1801 был
компаньоном ссыльного семейства, давал уроки русского языка его младшим детям и их
друзьям. С октября 1801 по сентябрь 1803 Крылов — правитель дел канцелярии Голицына,
назначенного генерал-губернатором Лифляндии после воцарения Александра I. Отход от
литературной деятельности по «внешним» причинам совпал с глубоким внутренним
переломом, пережитым Крыловым: отныне он уже не верит в возможность переделки
человека литературой, сохраняя преданность идеям Просвещения, предпочитает
книжным идеалам практический мужицкий опыт.
В ссылке Крыловым был создан цикл стихотворных переложений псалмов, в печати
появились несколько его прозаических «мелочей».
В 1800 для любительского театра Голицыных была написана «шутотрагедия»
«Подщипа, или Трумф» — пародия и на «высокую» трагедию Просвещения и на начинающий
входить в моду карамзинский сентиментализм. В пьесе сатирически изображается
конфликт между западной цивилизацией (в лице Трумфа) и русской патриархальностью,
причем автор высмеивает и отвергает и то и другое. «Подщипа» была представлена
автором в цензуру в 1807, но запрещена, впрочем, и без публикации став одной из
самых популярных русских пьес, распространяясь в списках. В 1800 Крылов начал
стихотворную комедию «Лентяй» (не закончена), в которой декларирует сознательное
неучастие в общественной жизни — заветную позицию автора.
После Риги Крылов переезжает в Москву, здесь и в Петербурге ставятся его новые
пьесы («Пирог», 1802; в 1807 — комедии «Модная лавка» «Урок дочкам»). Пьесы имели
шумный успех и продержались в репертуаре до середины 19 в. Они лишены всякой
дидактики, хотя в духе времени и высмеивают увлечение всем иностранным,
избыточной сентиментальностью.
Первая публикация басен Крылов («Дуб и трость», «Разборчивая невеста») состоялась
в 1805. Это были переводы из Лафонтена. В 1806 Крылов переселяется в Петербург,
где участвует в постановке своих пьес. Близкие отношения связывают его в течение
нескольких лет с актрисой А. И. Белье. Он становится завсегдатаем салона
А. Н. Оленина, под его началом служит в 1808-10 в Монетном департаменте,
с 1812, когда Оленин стал директором Публичной библиотеки, Крылов назначается
помощником библиотекаря, с 1816 — библиотекарем с квартирой при библиотеке.
Архаист по своим литературным воззрениям, участник «Беседы любителей русского
слова» А. С. Шишкова, сторонник классицизма и наследник баснописцев 18 в.
(А. И. Сумарокова и др.), Крылов одновременно является создателем реалистической
басни, и — шире — вместе с Грибоедовым и Пушкиным стоит у истоков литературы
русского реализма.
В 1809 вышла первая книга басен Крылова. Всего им написано около 200 басен
(последнее и наиболее полное издание, сборник в 9-ги книгах, выпущен
в декабре 1843, в книжную торговлю поступил позже, причем часть тиража бесплатно
раздавалась на похоронах писателя). Многие произведения (напр., «Стрекоза и Муравей»,
«Волк и ягненок» и пр.) восходят к образцам, заимствованным у Эзопа, Федра, Лафонтена.
Однако реалистическая убедительность образов, острота конфликта между требованиями
нравственности и лицемерием, корыстью, жестокостью, трусостью, а также реализм
языка заставляют видеть в Крылове оригинального художника, реформатора басенного
жанра. Басня Крылова лишена сухого морализаторства, нравственный вывод, заключенный
в ней, является выражением здравого смысла, воплощен в формах живого разговорного
языка. Благодаря этим качествам многие речения из басен Крылова вошли в русский язык
на правах поговорок [«А Ларчик просто открывался» («Ларчик»), «Ты виноват уж тем,
что хочется мне кушать» («Волк и ягненок»), «Да только воз и ныне там» («Лебедь,
Щука и Рак») и мн. др.]. Сближению произведений Крылова с живой речью способствовало
использование им вольного русского ямба (за исключением басни «Стрекоза и Муравей»
1808, написанной четырехстопным хореем).
Многие басни Крылова касаются наиболее существенных событий общественной и
политической жизни России («Квартет», 1811, «Лебедь, Щука и Рак», 1816 — отклики
на неполадки в деятельности Государственного Совета; «Кот и Повар», «Волк на псарне»,
«Ворона и Курица» и др. — на события Отечественной войны 1812 г.; «Собачья дружба»,
1815 — на разногласия среди членов Священного союза и пр.).
Сатирический пафос басен Крылова отмечал декабрист А. А. Бестужев (Марлинский);
о природной оригинальности и национальном характере творчества Крылова, сравнивая
его с Лафонтеном, говорили В. Жуковский и А. С. Пушкин; об обогащении жанровых
возможностей басни Крылова упоминал В. Г. Белинский ("...это повесть, комедия,
юмористический очерк, злая сатира...», Полн. собр. соч., 1955, с. 575).
На первый сборник басен откликнулся обширной статьей в «Вестнике Европы»
В. А. Жуковский (1809). Высоко оценив новаторство крыловского языка, Жуковский все
же упрекнул его в использовании «грубых» оборотов речи. Однако для множества
современников, от Пушкина до Болгарина, именно «грубый» язык в сочетании с
«простецким» взглядом на вещи, были свидетельством коренного преобразования Крыловым
принципов русской поэтики. Басни Крылова быстро получили широкую известность, уже
в 1824 в Париже вышел двухтомник его басен в переводе на французский и итальянский.
Дальше следовали переводы на большинство европейских языков.
Сам Крылов, чем дальше, тем больше воспринимался современниками как своего рода
литературный персонаж. Сам писатель подчеркнуто отстранялся от всех общественных
событий, в обществе нарочито подчеркивал свои пороки (лень, чревоугодие,
неряшливость, увлеченность картами). Уже в 1820-е гг. стал он персонажем
многочисленных анекдотов, впрочем, всегда благожелательных. До самой старости,
однако, он продолжал заниматься самообразованием: изучал древнегреческий,
брал уроки английского. Его ценили и принимали в самых далеких по своим
взглядам литературных кружках. По некоторым сведениям, у Крылова был Пушкин
незадолго до дуэли, он же, по свидетельству современников, был последним,
кто простился с телом великого поэта на отпевании.
Официальное признание Крылова двором можно сравнить лишь с признанием Карамзина
и Жуковского: в феврале 1812 ему назначена пожизненная пенсия, в 1820 он получает
ордена св. Владимира IV степени, в 1838 — Станислава II степени, в 1830 в нарушение
правил (Крылов не имел университетского образования и не сдавал экзамен) писателю
был присвоен чин статского советника. В 1838 было торжественно властями и
общественностью отмечен юбилей Крылова — 70-летие со дня рождения и 50-летие
литературной деятельности. В 1841 Крылов оставил службу и поселился с семьей
своей «усыновленной крестницы» (вероятнее всего родной дочери).
Крылов стал первым писателем, которому в России поставили памятник по подписке:
12 мая 1855 памятник работы П. К. Клодта «Дедушке Крылову» был поставлен в Летнем
саду в Петербурге.
1 комментарий