О сонете
Предлагаю разобраться в твёрдой форме стиха - сонете. Заодно научиться писать сонет.
Сонет (итал. «sonetto», окс. «sonet») – твёрдая
поэтическая форма: стихотворение из 14-ти строк,
образующих 2 четверостишия – катрена (на 2 рифмы)
и 2 трёхстишия – терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего
во «французской» последовательности –
abba
abba
ccd
eed
(или
ccd
ede)
или в «итальянской» -
abab
abab
cdc
dcd
(или
cde
cde).
Принято относить к сонетам также «шекспировский сонет»,
или сонет с «английской» рифмовкой -
abab
cdcd
efef
gg
(три катрена и заключительное двустишие,
называемое «сонетным ключом»), - приобретший особую
популярность благодаря Уильяму Шекспиру.
Кстати, сонет с «английской» рифмовкой (3 четверостишия и двустишие) считается классической формой сонета, так называемой «правильной формой сонета». Именно сонет Уильяма Шекспира является ярким примером такой формы и назван в честь автора «шекспировским».
Уж если ты разлюбишь – так теперь,
Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.
Будь самой горькой из моих потерь,
Но только не последней каплей горя!
И если скорбь дано мне превозмочь,
Не наноси удара из засады.
Пусть бурная не разрешится ночь
Дождливым утром – утром без отрады.
Оставь меня, но не в последний миг,
Когда от мелких бед я ослабею.
Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг,
Что это горе всех невзгод больнее,
Что нет невзгод, а есть одна беда –
Твоей любви лишиться навсегда.
У. Шекспир. Сонет. 90
(перевод С. Маршака)
Вот именно опираясь на этот, знаменитый сонет Шекспира, я и научилась писать твёрдую форму стиха – сонет.
А вот и моя проба:
Оставь меня…
Покинь меня, но не в последний миг,
Когда от страшной боли ослабею…
Ты многое во мне уже постиг,
Но я о том совсем не сожалею…
Мне будет одиноко без тебя,
Но я беду свою преодолею.
Не предавай ты за спиной меня,
Чтоб устоять я на ногах сумела…
Оставь меня теперь, а не потом,
Пока к потере этой я готова…
Останься лишь моим прекрасным сном,
А наяву не возвращайся снова.
Из всех моих потерь горька одна –
Любовь забыть, я ей была верна…
С точки зрения дилетанта можно сказать, что я выполнила поставленную задачу: написала 3 катрена и двустишие, соблюла рифмовку чередование в катренах и парную в двустишии.
Но с точки зрения профессионала допустила ошибки.
1. 1. Сразу же в 1-м катрене видно грубое подражание Шекспиру;
2. 2. Во 2-м катрене есть не допустимая пара рифм «тебя-меня».
Поэтому этот сонет я всегда подписываю пробой сонета.
Но не всё так просто, как оказалось. Сонет пишется строго по правилам:
Структурные признаки классического сонета.
Основные:
1. Количество строк – четырнадцать; количество строф – четыре (два катрена, два терцета);
2. Повторяемость рифм; система рифмовки: перекрёстная или охватная в катренах; разнообразная в терцетах; размер – распространённый в поэзии: голландской, немецкой, русской, скандинавских стран – пятистопный или шестистопный ямб, английской – пятистопный ямб; итальянской, португальской – одиннадцатисложный стих; французской – александрийский стих.
Поскольку в голове моей продолжал звучать «Сонет Шекспира», который под музыку переделала Алла Пугачёва, я решила попробовать охватную схему рифмовки в катренах, не отходя от «английской» - всё те же 3 катрена и двустишие.
Расстались мы…
(сонет)
Не жди меня, я вовсе не вернусь,
Найди себе, пожалуйста, другую,
Нет, не меня, похожую такую,
Найди другую. С искушеньем бьюсь…
Наступит время общих перемен.
За расставаньем снова будет встреча.
И я другому «да» уже отвечу,
Не потерплю обмана и измен.
Но иногда ко мне приходит грусть…
А ты найдёшь себе стезю другую.
Клянусь, судьбу не выбрала б иную…
Я повернуть шаги к тебе боюсь…
Как жаль, что нами всё вернуть нельзя.
Расстаться легче, чем забыть тебя…
Я – не филолог, не уверена до конца, что и этот сонет написан правильно, но думаю, что именно в нём мне удалось избежать моих прежних ошибок. И с поставленной задачей я вроде бы справилась. Единственное, что меня смущает, это наличие 5-тистопного ямба и фонетика, звучание, сонета.
Немного истории:
Сонет возник в XIII веке в Италии. Первый из известных сонетов
Был написан Якопо да Лентини (годы деятельности 1215 – 1233) –
Нотариусом при дворе короля Сицилии Фридриха II и поэтом
«сицилийской школы».
Первые итальянские сонеты своим ритмом, строем, перекрёстной
схемой рифмы были близки к народной песне.
В дальнейшем сонетную форму культивировали поэты
«dolce stil nuovo» (Гвидо Гвиницелли, Гвидо Кавальканти,
Чино да Пистойя) и представители демократической
поэтической школы Тосканы (Чекко Анджольери, итал.
Cecco Angiolieri).
В творчестве первых получил дальнейшее развитие
пришедший из поэзии трубадуров культ возлюбленной.
В сонетах поэтов dolce stil nuovo женщина обожествляется,
разрушаются сословные преграды в любви, исследуется
духовный мир человека, совершенствуется поэтический
язык.
В плебейской поэзии Анджольери и его последователей
воспевается будничная жизнь с её простыми человеческими
радостями.
Параллельно с любовным возникают сонеты политический и
сатирический. Канонические правила написания сонета
были сформулированы в 1332-м году юристом из Падуи
Антонио да Темпо.
Непревзойдённым мастером сонетной формы является
Франческо Петрарка. Именно благодаря ему сонет стал
средством изображения человеческих переживаний.
Его «Книга песен» (1373 год) – триста произведений,
имеющих одну сюжетную линию – рассказ о любви поэта к
Лауре, надолго определила пути развития всей
европейской лирики.
Если вы думаете, что твёрдая форма стиха – сонет – давным-давно устарела, вы ошибаетесь.
Комментарии