04. Тоническое стихосложение

Тип статьи:
Авторская
Автор:
ShutNik
Источник:

Тоническое стихосложение (греч. tonos — ударение), или акцентная система — стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу ударений, т.е. полнозначных слов (изотонизм) – слов, не имеющих служебное значение.

Основные виды русского тонического стиха: дольник, тактовик и акцентный стих.

Дольник (термин был предложен В.Я. Брюсовым) – переходная форма стиха от силлабо-тоники к акцентному стиху (чистой тонике). В стихотворной строке дольника число безударных слогов, разделяющих метрические ударения, колеблется, но не резко, в основном в пределах 1-2 слога. Используя термин ''икт'' (икт — слог в стихе, на который падает или должно падать метрическое ударение, иначе: сильный слог), можно определить дольник как стих с междуиктовыми интервалами в 1-2 слога; ритмическая схема составляется так же, как схема акцентного стиха (горизонтальные черточки обозначают икты, цифры – число слогов между ними). Например:

Я хочу быть тихим и строгим. 2 – 1 – 2 — 1

Я молчанью у звезд учусь. 2 – 2 – 1 -

Хорошо ивняком при дороге 2 – 2 – 2 — 1

Сторожить задремавшую Русь. 2 – 2 – 2 -

(С.А.Есенин. ''Песни, песни, о чем вы кричите?'')

Размер дольника определяется по числу иктов (обычно ударных), наиболее распространены 3-иктный и 4-иктный дольники. В качестве примера 4-иктного дольника приведем первую строфу стихотворения А.А.Блока:

Девушка пела в церковном хоре — 2 – 2 – 1 — 1

О всех усталых в чужом краю, 1 – 1 – 2 – 1-

О всех кораблях, ушедших в море, 1 – 2 – 1 – 1 — 1

О всех забывших радость свою. 1 – 1 – 1 – 2 –

Дольник часто рассматривают как трансформацию силлабо-тонического стиха, как результат усечения (стяжения) трехсложных стоп. В поэзии Х1Х в., где безусловно господствует силлабо-тоника, дольники относительно редки. Широкое освоение этой формы стиха, ее совершенствование, само появление термина ''дольник'' связано прежде всего с поэзией Серебряного века, и ''решающее значение имела работа А.Блока в ''Стихах о Прекрасной Даме''.

Тактовик – дальнейшая, после дольника, ступень в тонизации ритма на пути от силлабо-тоники к чисто тоническому, акцентному стиху, в котором ритмообразующее значение играют прежде всего ударения. В стихотворной строке тактовика число безударных (слабых) слогов между ударениями варьируется в пределах: 1-3 или 0-2 слога. Таким образом, межиктовые интервалы неравносложны, но разнятся друг от друга не более чем на два слога.

3-иктный тактовик – стих гораздо более ''расшатанный'', интонационно он ближе к акцентному стиху:

Утром в ржаном закуте, — 2 – 1 — 1

Где златятся рогожи в ряд, 2 – 2 – 1 -

Семерых ощенила сука, 2 – 2 – 1 — 1

Рыжих семерых щенят. – 3 – 1 -

(Есенин «Песнь о собаке»)

Сам термин ''тактовик'' был предложен А.П.Квятковским, развивавшим особую ''тактометрическую'' теорию стиха. Тактовик в его различных вариациях представлен в русской поэзии ХХ века: ''Наш марш'' В.В.Маяковского, ''Синие гусары'' Н.Н.Асеева и др.

Тактовик резко отличается от стихов силлабо-тонической системы, где обязательны: равносложие соизмеримых строк, равнодольность всех слогов, совпадение ударных слогов с метрическими акцентами размера (константный ритм), отсутствие внутристишных структурных пауз. Мерой тактовика, как и силлабо-тонического стиха, служит тактометрический период с его контрольным рядом; тактовик скандируется четким речитативом. Практически основы тактовика заложены в метрических формах русского народного стиха. Почти на протяжении всей истории русской поэзии, начиная с середины 18 в., у отдельных поэтов появились стихи, ритмическая структура которых противостоит канонам силлабо-тонической системы. Попытки нарушить каноническое равносложие метрического стиха и ввести паузные формы ритма встречаются у Г. Державина, В. Жуковского, М. Лермонтова, К. Рылеева, Н. Некрасова, А. Фета, Я. Полонского и др. Наиболее эффективными оказались опыты А. Блока, М. Кузмина, В. Маяковского, Н. Асеева, С. Третьякова и других поэтов, расширивших богатства русского стихосложения тактометрическими ритмами.

Вот ряд тактовиков трехдольного ритма, они явились в результате развития паузных трехдольников. Трехкратные трехдольники:

Наш отец — завод.
Красная кепка — флаг.
Только завод позовет,
Руку прочь, враг!

(В. Маяковский)

Если день смерк,
Если звук смолк,
Все же бегут вверх
Соки сосновых смол.

(Н. Асеев)

В небе ржавее жести
Перст столба
Встал на назначенном месте,
Как судьба.

(М. Цветаева)

Четырехкратные трехдольники:

Билет — щелк. Щека — чмок.
Свисток, —и рванулись туда мы,
Куда, как сельди в сети чулок,
Плывут кругосветные дамы.

(В. Маяковский)

Время велит за песню приняться,
Вбей в шаг марш!
Взглянем, как вырос за эти три надцать
Лет рост наш.

(С. Кирсанов)

Акцентный стих (или ударник)– чисто тонический. В этой форме стиха метрообразующее значение имеют только ударения, число же безударных слогов между ударениями варьируется свободно, в широких пределах: от 0 до 6 и более слогов. Наиболее распространенные размеры – 4-ударник и 3-ударник; часто в стихотворном тексте урегулировано чередуются строки с разным числом ударений.

Рухнула штукатурка в нижнем этаже, — 4 — 1- 3 -

Нервы — большие, маленькие, многие! — - 2 — 1 — 3 — 2

скачут бешеные, и уже — 1 — 5 -

у нервов подкашиваются ноги! 1 — 2 — 4 -

(В.Маяковский «Облако в штанах»)

Термин «акцентный стих» введен Б.В.Томашевским. Ритмическая структура акцентного стиха наиболее свободна. Поэтому в акцентном стихе усиливается роль такого факультативного признака завершения стихотворной строки, как рифма.

Пластическая структура ударника опирается не на количество стоп, как в метрическом стихе, а на равное количество логически сильных ударных слов. В зависимости от этого определяются и стиховые ряды равноударников: двухударник, трехударник, четырехударник, пятиударник, шестиударник. Акцентный стих очень распространен в русской народной поэзии. В 20 в. он стал достоянием поэзии А. Блока, М. Кузмина и особенно В. Маяковского, который канонизировал ударник и фразовик как формы стиха, наиболее подходящие для его публицистической поэзии. Различаются рифмованные и нерифмованные равноударники, среди последних имеется значительная группа произведений, где, помимо равного количества ударных слов, соблюдается единство в слоговом составе клаузул, замыкающих стиховые ряды.

Пример народного двухударника:

Во гра́де было Ки́еве,
Жила́-была молода́ вдова;
У не́й было де́вять сыновей,
Деся́тая — дочь люби́мая,
Ее бра́тья возлеле́яли,
Возлеле́яв, замуж вы́дали,
За младо́го за моря́нина,
За хоро́шего боя́рина.

(«Сестра и братья-разбойники»)

Народный трехударник с трехсложной клаузулой:

Пое́хал Миха́йло Доро́дович,
Пое́хал гуля́ть во чисто́ поле,
И вы́ехал на го́ру высо́кую,
Разве́ртывал тру́бку подзо́рную,
Гляде́л-смотре́л во чисто́ поле.

(Былина «Братья Дородовичи»)

Трехударник с двусложной клаузулой:

Полюби́л короле́вич Я́ныш
Молоду́ю краса́вицу Ели́цу,
Любит о́н ее два кра́сные ле́та,
В третье ле́то взду́мал он жени́ться
На Любу́се, че́шской короле́вне.

(А. Пушкин)

Четырехударник с двусложной клаузулой (в последнем стихе — односложная клаузула):

Когда́ мне́ говоря́т: «Александри́я»,
я ви́жу бе́лые сте́ны до́ма,
небольшо́й са́д с гря́дкой левко́ев,
бле́дное со́лнце осе́ннего ве́чера
и слы́шу зву́ки дале́ких фле́йт.

(М. Кузмин)

Рифмованный четырехударник:

Вашу мы́сль, мечта́ющую на размягче́нном мозгу́,
Как вы́жиревший лаке́й на заса́ленной куше́тке,
Буду дразни́ть об окрова́вленный се́рдца лоску́т:
Досы́та изыздева́юсь, наха́льный и е́дкий.

(В. Маяковский)

Шестиударник с двусложной клаузулой:

Нас бы́ло четы́ре сестры́, четы́ре сестры́ нас бы́ло,
Все мы четы́ре люби́ли, но все́ име́ли ра́зные «потому́ что»:
Одна́ люби́ла, потому́ что так оте́ц с ма́терью ей веле́ли,
Друга́я люби́ла, потому́ что бога́т был ее́ любо́вник,
Тре́тья люби́ла, потому́ что он бы́л знамени́тый худо́жник,
А я́ люби́ла, потому́ что полюби́ла. (/\́) (/\́)

(М. Кузмин)

21.01.2021
2356

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!