Я И МИШКА
Продолжение рассказов Н.Носова о советском детстве.Главные герои:Коля и Миша.
01. МЕНЯ ПОТЕРЯЛИ
Мы с Мишкой упорно учились. Ну, как упорно, просто не ленились.
Зададут стих выучить—мы учим, зададут пример решить—мы решим.
Не отставали, но и в лидеры не выбивались. Так, средне.
Хоть мы старались, но за год так надоели родителям.
Не то, чтобы им не нужны стали, но хлопот—много им приносили.
И, наконец, 31 мая. Последний день в школе. Оказалось, что мама уже приобрела путёвку в лагерь и отправляться туда нужно уже завтра.
И вот всё уже было готово и мы с Мишкой поехали, а родители с облегчением вздохнули. А забавный случай случился уже в эту же ночь, но не со мной,
а с моим отцом.
Вымотавшись дома —родители уснули очень рано. Но в полночь мой папа проснулся и пошёл на кухню —воды попить. Пройдя мимо моей комнаты — он по привычке заглянул в неё. Затем, с ужасом выбежал от туда. Еще раз вернулся, поднял одеяло, заглянул под кровать, затем крикнул маме: "Наш сын пропал!"
Ох и долго пришлось маме объяснять ему, что никуда я не пропал и что всё хорошо.
А история эта продолжалась очень долго, вплоть до того, как я вернулся из лагеря.
И вместе со мной они ещё долго смеялись. Но после такого отец принял волевое решение —больше в лагерь меня не отправлять.Он говорил так:"Ну, устали от сына, ничего, потерпим, за то он никуда не исчезает,всегда будет рядом. А это самое главное".
02. КЛАДОИСКАТЕЛИ или ПОИСК КЛАДА
В 11 лет — я стал уже сосем взрослым, ведь меня отправили на дачу без присмотра.
Мы, я и мои товарищи—Мишка и Колька, сели на электричку и через час уже оказались в Подмосковье.
Давно здесь не был. Кажется, последний раз приезжал года два или три назад.
Тогда я с родителями ездил, а сейчас у меня полная свобода. Природа, чистый воздух, пруд есть – искупались с друзьями.
Всё было жизненно. Мы, как обычно, играли, веселились, пока я не вспомнил про чулан.
Там находился старинный сундук. В нём хранилась всякая всячина. Довоенная одёжка моей бабушки, разбитые ёлочные игрушки, бракованные музыкальные инструменты и подобная дребедень.
С мыслями, что там могут оказаться полезные вещи, я забрался в чулан.
Темно, зажёг фонарь. Ну, и пылища. Апчхи. Грязно. Где же этот сундук? А вот он, родименький.
Ну—ка, откроем. Ключа нет. Да, он и не понадобится. Взял набитый, тяжёлый сундук, со всей силы ударил его о землю—он и рассыпался. Ой, сколько тут всего, глаза разбегаются. И иконки, и серёжки, а это что?
Бумажка какая-то, сложенная. Развернул. Неужели, карта сокровищ. Да—да! И крест есть, где клад зарыт и пунктиром путь расчерчен. Поднёс фонарик поближе к карте, посветил. Очень интересно! Занимательно! Нужно ребятам сообщить. Друзей это туже заинтересовало. «Местность на карте – очень похожа на местность нашего содового участка.
Приступим к поискам?» —решительно сказал Мишка, разглядывая находку.
Взяли инвентарь – лопату там, тяпку. Стали отсчитывать шаги. Здесь! Неужели возле куста крыжовника?
Ведь кустарник погибнет. «Чёрт с ним, мы же клад найдём, он потери с лихвой возместит, даже 25 %»—опьянённый жадностью, пролепетал Колька, с явной сладостью. Стали рыть.
«Травы, травы не успели…» – завыл, было, Мишка, чтобы развеселить процесс работы, но я его прервал. Пусть не отвлекает меня от дела песнями о сумасшедшем, что, ехав на свидание луною тропой, тихо сам с собою беседу ведёт.
Роем—роем, копаем—копаем, а клада всё нет. Ямищу выкопали здоровенную, крыжовник сгубили (мамин любимый), а выходит зря. Может ошибка где? Перемерили, сверили с картой и впрямь ошибка.Под туалетом деревянным клад. Точно там! Похожее место. Взяли лопаты, ломы – сломали туалет, стали там рыть.
Вонища! А что вы хотите? Навоз там – самое приличное слово, каким назвать можно.
Перепачкались все понятное дело в чём, а клада то нет. Знать опять не там копали.
Клад тогда, вероятно, вон там – забор только мешает. Выдернули мы забор с мясом. Похоже, точно там,
в земле, есть что-то. За работу! Роем-роем траншею, широкой получается.
Лопата вдруг стукается об какой-то твёрдый предмет. Клад?.. Неужели… ах, нет, коряга это.
Клада и тут нет. На карту смотри, Мишка, на карту. Ах, вот оно что? Дом, под домом он, клад этот.
Глубоко зарыли золото пираты, но мы найдём. Этот сожжём, старый домик уже, а потом на клад построим себе новый – особняк, двухэтажный pen house. Здорово будет. Я зажигалку из кармана достал (не курю, ношу просто), зажёг, бросил. Пламя заполыхало и, через полчаса, дом сгорел. Вещи нужные (ну, ковры там, занавески, утюг, холодильник…) – мы, конечно, заранее из дома вынесли и рядом сложили. Что им пропадать?.. Начали раскопки, ну, прямо археологи чистые.
Целый день только и знаем, что копаем. Рытьё остановил женский крик. Кричали где-то здесь, поблизости. Пошли на изнывающий вопль и опять пришли на место, где раньше крыжовник рос, а теперь ямища там. Смотрим на дно ямы, а там матушка моя лежит и плачет, слезами исходит. Нога, видно, переломана и ушибы, синяки всякие. Вытащили мы её, несчастную, и спрашиваем, что-то вроде того — откуда ты тут, ведь в Москве должна быть. А она еле-еле нам отвечает: «Да, за вами я поехала. Боялась вас одних оставить, а то пропадёте без взрослого плеча.
Приехала, а тут разруха. Оступилась и в яму свалилась. Ну, вы тут делов натворили. Ушиб от падения болит».
Да уж, пока окружающая картина смотрелась ужасно: перекопано всё, ямы одни, траншеи. Но мы объяснили, что ищем клад, а потом всё закопаем, исправим.
И карту ей суём, гляди, что мы нашли, мол, вот ключ к сокровищам. Но мамушка отчего-то нахмурилась.
«Никаких богатств вы не найдёте, —говорит, — карта эта ненастоящая, вот и якорь наверху нарисован. Значит, она из книги была вырвана».
Мы удивились, а затем расстроились. А мама продолжала: «Помню, в детстве я очень сильно чтением увлекалась. Читала много.
Ну, Дюма там, Дефо, Майн Рида, Жуль Верна. А ещё любила Роберта Льюис Стивенсона. В 1883 году он замечательный роман создал — «Остров сокровищ». Книга та у меня уже не сохранилась. Но, когда я её читала, карта, вставленная в книжку, оторвалась. Мама моя обещала её приклеить и, чтобы она не потерялась, убрала карту в сундук. А на следующий день, наверно, забыла об обещании.
Да и я про листок этот оторванный забыла и не напомнила матушке. Выходит, что пролежала эта карта в сундуке двадцать с лишним лет, пока вы её не нашли».
Этого клада не существует – поняли мы. Попусту только трудились. Ямы копали, заборы ломали, дома поджигали.
Ещё и мама сильно пострадала. Пока она в больнице лежит – мы за строительство взялись. Конечно, никак раньше, но постараемся отстроить всё так, чтоб не ломалось. Вот такие мы —кладоискатели.
03. НЕУДАЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ
Учительница сказала нам: "Завтра мы все идём на экскурсию в исторический музей. Будем экспонаты смотреть".
–Пусть хоть и воскресенье потеряем, а весело будет—сказал мне шёпотом Мишка, я же молча с ним согласился.
Всю ночь я не спал, ворочался, мечтательно представляя нашу увлекательную экскурсию.
И вот, придя к школе ровно к 9 часам, я встал в строй и вскоре мы пошли к музею.
Там было очень красиво. Предметы разные, вазы. Но тут с нами случилась неприятность. Как всегда Мишка виноват. Вечно с ним одни проблемы.
Отстал он от класса, подошёл к какому-то столику и какой-то чайник стеклянный стал рассматривать. Хотя, какой это чайник в 19 веке, называется
он как-то иначе, хотя похож на чайник. Позвал я друга, вот Мишка его из рук и выронил. Так и разбился, даже глазом моргнуть не успели.
—И что теперь делать?—лихорадочно спросил я. —Что? Что? Осколки прятать и бежать, может, ещё не увидели нас.
—Верно, так и сделаем.
Стекляшки я по карманам рассовал. Посудина разбилась вдребезги и осколков
было много. Ещё и Мишке осталось. Как собрали—поспешили к выходу. Сторож спал и нас не заметил. Всё прошло удачно.
—Дома склеим, а в следующее воскресение назад принесём, подкинем, будто и не пропадал чайник. У меня хороший клей есть.
Идея оказалась не очень удачной. Пару кусочков куда-то затерялись, наверное,закатились в музее и мы их там оставили, а без них не собирается чайник, хоть убей.
Тогда решили найди похожий у себя и туда подложить. Дома похожего не оказалось.
Лишь через пару дней в лавке старьёвщика отыскался. Месячные деньги за завтраки
собрали свои. Вдвоём. С трудом хватило. Стали выходного ждать. Пришли пораньше,до воскресной школьной экскурсии (в этот музей каждое воскресенье какой-нибудь класс ходит),нашли тот самый стол и на место чайник поставили. Хотели уже незаметно уходить, но вдруг к столу подошёл сторож и очень сильно удивился, взяв чайник в руки:"Всю неделю его искал, а он на месте стоит.Правда, другой. Всю неделю чай не пил".
А потом посмотрел на нас.
—Неужели, вы нашли. Спасибо вам—сказал и обнял нас с Мишкой.Оказалось, что это вовсе не экспонат был, а обычный чайник сторожа.
И стол этот— не для выставки, а просто – рабочее место дяди Серёжи.
Вот так с Михой — мы снова в лужу и сели. Правда, человеку помогли,теперь опять чаёк пьёт, с ним и охраняется лучше. Вот так вот.
04. СМЕНКА или САПОГИ—СКОРОХОДЫ
Занятия закончились. Переобуваться я не стал, снял свою сменку с крючка и домой вернулся. Лишь только дома я обнаружил, что вместе со своей сменкой—снял ещё чей-то пакет. В нём лежали зелёные детские сапоги. Я поспешил вернутся в школу, но несчастный первоклассник уже плакал у выхода. Я понял, что он потерял сменку. Я подошёл к нему и вручил его пакет. А чтобы он не плакал решил пошутить:"Ты знаешь, что твои сапоги –волшебные. Они сами от тебя убежали. И бегали очень быстро. Я с трудом их догнал, положил в пакет и вот принёс тебе".
Он улыбнулся, переобулся и мы расстались. Не знаю —поверил ли мальчик в это волшебство, но после того дня —каждый день встречал меня после занятий и благодарил. И продолжалось это целых 3 с половиной года, пока он учился в начальной школе, а я школу почти закончил.
Комментарии